Шпала пропитанная.

Сырьем для производства шпал может выступать древесина разных пород (красный клён,  дуб, эвкалипт и т.д.), однако чаще всего для этой цели используется сосна, но она довольно быстро изнашивается. Чтобы предотвратить гниение древесину пропитывают антисептическими составами (обычно это креозот).

Свойства, которыми обладает шпала пропитанная.

Древесина имеет большое количество достоинств: лёгкость обработки, высокая упругость, прекрасные диэлектрические качества, хорошее сцепление со щебнем, сопротивляемость температурным перепадам. Самое главное, что шпала пропитанная 1 тип, обладает свойством расширения железнодорожной колеи в кривых, радиус которых меньше 350 м.
В зависимости от сорта древесины и условий эксплуатации шпала пропитанная тип 2 и тип 1 может прослужить от 7 до 40 лет.

В России деревянные шпалы по большей части производят из сосны. Но помимо этого иногда применяется ель, кедр и пихта, а еще раньше в качестве сырья пробовали использовать дуб и лиственницу. Общая проблема этих изделий – загнивание в местах крепления и проблемы с утилизацией. 

Деревянная шпала пропитанная.

В качестве вещества для пропитки железнодорожных шпал используют креозот, каменноугольные масла, креозот, или антисептики ЖТК. На сегодняшний день в России пропитка производится по технологии «вакуум-давление-вакуум». Технология нормирована ГОСТ.

Для осуществления технологических процессов необходимо иметь целый комплекс оборудования: сушильные камеры, автоклавы, котлы для парообразования и т.д.

Метод пропитки «вакуум-давление-вакуум».

 Этот метод позволяет защитному средству максимально глубоко проникнуть в структуру древесины, подвергаемой повышенной нагрузке. Так изготавливают опоры мостов, телеграфные столбы, сваи и шпалы. Перед пропиткой необходимо тщательно высушить древесину в автоклаве.

В первой стадии пропитки создается вакуум, благодаря которому внутри древесины создаётся разрежение.

Во второй стадии нагнетается жидкостное давление большее, чем в атмосфере. Под давлением в древесину вводится жидкость.
 
В конце процесса опять создается  вакуум, который снижает начальное поглощение жидкости, а при использовании водорастворимых антисептиков в этот момент подсушивается поверхность древесины.

Шпала пропитанная, цена которой вас заинтересовала, в зависимости от целевого назначения может быть одной из двух типов:

Первый тип -  для прокладки главных путей;

Второй тип – для прокладки подъездных и станционных путей.

На данный момент производятся три вида шпал, различаемых пот форме поперечного сечения:

  • обрезная – пропилены все четыре продольные плоскости (черт. 1);
  • полуобрезная – пропилены три продольные плоскости (черт. 2);
  • не обрезная – пропилены только две противоположные продольные плоскости, две оставшиеся плоскости обработаны частично (черт. 3).

Шпала пропитанная должна соответствовать стандартным размерам (мм), указанным в таблице:

Тип шпалы

Толщина h

Высота пропитанных боковых сторон h1

Ширина манжеты y

Длина манн. Макс.

верхней пласти

нижней пласти

b

b1

b1

не менее

I

180±5

150

180

210

250±5

2750±20

II

160±5

130

150

195

230±5

Стандартные размеры указанны для древесины имеющей влажность не больше 22% . Если этот процент влажности превышен, то нужно учитывать припуски на усушку древесины по всем измерениям. Припуск для хвойной древесины - ГОСТ 6782.1; для лиственной – ГОСТ 6782.2.

Пропитка шпал на нашем производстве осуществляется согласно ГОСТ 20022.5–93.

Мы производим пропитку исключительно при помощи каменноугольного масла для древесины по ГОСТ – 2770, это гарантирует надежную консервацию изделий. Каменноугольное масло это защитное средство для древесины, не имеющее альтернативы, его использует при XII–XIII классе условий эксплуатации.

Шпала пропитанная деревянная для использовании в метрополитене.

Технические характеристики:

Шпалы для метрополитена изготавливают из хвойной древесины, по большей части из сосны.
Для метрополитена производится только один тип этой продукции – обрезные шпалы (обработанные с четырех сторон).
 
Шпала пропитанная для метро имеет следующие стандартные размеры:

 

Толщина,мм

Ширина, мм

Длина, мм

Объем, м3

шпалы для метро

165

250

2650

0,1192


Пропитка на нашем предприятии осуществляется в соответствии с ГОСТ 20022.5–93.
В целях гарантии надежной консервации древесины пропитка осуществляется только каменноугольным маслом для пропитки древесины по ГОСТ - 2770. Именно каменноугольное масло является безальтернативным защитным средством для шпал, относящейся к XII–XIII классам условий службы.

Пропитка деревянных шпал методом «вакуум-давление-вакуум»

Начальный вакуум, при котором в древесине создаётся разрежение.

Жидкостное давление выше атмосферного. В древесину под давлением вводят антисептик.

Конечный вакуум, предназначенный при пропитке маслами для снижения начального поглощения, а при пропитке водорастворимыми антисептиками — для подсушки поверхности древесины.

 

Правила приема деревянных шпал

I Стандартные размеры и типы шпал.

I.1 Шпала пропитанная для метрополитена производится исключительно обрезного типа.
I.2 Размер шпал должен соответствовать, параметрам из чертежа и таблицы № 1.

Таблица 1.

Наименование размера

Норма, мм

Допускаемое предельное отклонение, мм

Толщина h

165

±5

Ширина верхней пласти b

165

-10, плюс до ширины нижней пласти

Ширина нижней пласти b1

250

-5     + 20

Непропиленная часть верхней пласти (обзол) c

От 0 до 45

-

Высота пропиленных боковых сторон h1

135

Минус 10, плюс до толщины шпалы

Длина

2650

±20

По заказу Министерства путей сообщения СССР изготавливают шпалы – коротыши длиной 900 мм и шпалы длиной, кратной 900 мм.
I.3 Размеры поперечного сечения установлены для шпал с влажностью древесины не более 18%. При большей влажности шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку древесины для хвойных пород по ГОСТ 6782.1, а для лиственных пород - по ГОСТ 6782.2.

II. Характеристики.

II.1. Изделия должны быть изготовлены по чертежам и четко соответствовать стандартам, материалом должна выступать сосна или береза.
II.2. Для непропитанных шпал нормы влажности не устанавливаются.
II.3. Древесина должна иметь качество согласно таблице 2
II.4. Шпала пропитанная, должна иметь параллельные пласти. В обрезных типах изделий параллельными должны боковые стороны. Нормы отклонений толщины и ширины шпал, указанны в таблице отклонений №1.
II.5. Боковые стороны шпал должны быть, расположены под тупым либо прямым углом к нижней пласти.
II.6. Обзолы должны быть полностью зачищены от луба и коры. Ребристую закомелистость и сучки необходимо стесать заподлицо с плоскостями шпал.
II.7. Шпалы пропитанные необходимо отсортировать по породам древесины и длине.
II.8. Шпалы, до укладки в железнодорожные пути, необходимо пропитать защитными маслянистыми средствами, к тому же к шпалам из сосны предъявлены дополнительные требования:

  • влажность древесины не должна быть больше 18%;
  • обнаженное ядро должно быть пропитано 10 мм;
  • средний показатель насыщенностью антисептика должен равняться 155 кг/м3, минимальная величина 125 кг/м3.

Таблица 2.

Порок древесины согласно ГОСТ 2140

Нормы по ограничению пороков древесинного сырья

1

Сучки несросшиеся, не полностью сросшиеся и сросшиеся:
а) здоровые сучки (темные, светлые, имеющие трещины) 
б) начавшие гнить и сгнившие
в) табачные

В месторасположении путевых подкладок возможны сучки размером не более 40 мм, на остальных плоскостях - не более 80 мм.
В местонахождении путевых подкладок возможны сучки не более 10 мм, на остальных плоскостях не больше 40 мм.
Не допускаются

2

Трухлявая гниль наружная либо ядровая:

Не допускаются

3

Сердцевина двойного типа:

Не допускается

4

Ядровые грибные полосы и пятна:

Допустить можно не более 15 % на площади пластей, торцевых частях и боковых плоскостях.

5

Гниль заболонного типа:
мягкая
твердая


Не допускается
Не допускается

6

Ядро ложного типа

Размер не должен превышать 1/2 площади торца. Выход на верхнюю пласть не допускается. Выход ядра на боковую плоскость возможен максимум 1/2 высоты шпалы.

7

Червоточины глубокого типа:

Допущено максимум 3 червоточины на 1 погонный метр шпалы. Глубина должна быть не более 50 мм.

8

Трещины:
а) метиковая

б) отлупная

в) морозная

г) от усушки боковая
д) от усушки сквозная


Максимальная протяженность по торцу не больше 1/3 ширины либо толщины шпалы. Выход на верхнюю пласть не допускается.
Выход на боковые стороны и верхнюю пласть не допускается. Также запрещен выход на нижнюю пласть в местонахождениях путевых подкладок.
Выход на верхнюю пласть не допускается. В остальных поверхностях трещина не должна быть глубже 40 мм.
Максимальная глубина трещины 450 мм.
Максимальная протяженность продольной трещины не должна превышать 100 мм.

9

Наклон волокон

Не должен превышать 10 %

10

Проросль

В месторасположении путевых подкладок не допускается. На других плоскостях шпалы допущены размеры: 700 мм в длину, 50 мм в ширину и 20 мм в глубину.

11

Запилы и зарубы

В местах нахождениях путевых подкладок эти пороки не допускаются. На прочих поверхностях шпал разрешены запилы и зарубы глубиной не больше: 20 мм в ширину и 40 мм в глубину.

12

Покоробленности:
а) простая

б) крыловатость

Допускается стрела прогиба по пластям - не больше 10мм, по боковым сторонам - максимум 50мм.  
Максимальный допуск – половина от норм простой покоробленности.

13

Наклон торцов в отношении продольной оси шпалы

Разрешено максимум 10 мм по ширине и толщине изделия.

Примечания:
1. Не допускается одновременное наличие в шпале метиковых и морозных трещин.
2. Пороки по ГОСТ 2140, не указанные в таблице, допускаются.
II.4. Пласти шпал, а в обрезных шпалах и боковые стороны, должны быть взаимно параллельны. Непараллельность допускается в пределах норм отклонения по толщине и ширине шпал, указанных в таблице 1.
II.5. Боковые стороны в шпалах должны быть под прямым или тупым углами к нижней пласти.
II.6. Обзольные участки должны быть очищены от коры и луба. Сучки и ребристая закомелистость должны быть затесаны заподлицо с поверхностями шпал.
II.7. Шпалы должны быть рассортированы по длинам и породам.
II.8. Шпалы, до укладывания их в путь, должны быть пропитаны маслянистыми защитными средствами, при этом дополнительно для сосновых шпал устанавливаются следующие требования:
         -предпропиточная влажность не должна превышать в среднем 18%;
         -глубина пропитки по обнаженному ядру не должна составлять менее 10 мм;
         -средняя норма поглощения антисептика должна быть 155 кг/м3, при минимальной величине 125 кг/м3.

III. Правила приемки.

III.1. Шпала пропитанная принимается партиями. Партией называют любое число пропитанных шпал из одного вида древесины, имеющих один размер, и качество которых подтверждено одним документом.
III.2. Соответствие размерам и наличие пороков определяют методом выборочного контроля.
Выбраковка осуществляется в соответствии с ГОСТ 18321 «слепым» способом. Количество единиц, необходимых для проверки указанно в

Таблице 3

Партия считается принятой, только если результаты проверки соответствовали стандартам.   
В случае получения негативных результатов вся партия полностью забраковывается.

Таблица 3.

Объем партии, шт.

Объем выборки, шт.

Объем партии, шт.

Объем выборки, шт.

От 51 до 90

5

281 - 500

20

91 - 150

8

501 - 1200

32

151 - 280

13

1201 и более

50

Партию принимают, если в выборке все шпалы соответствуют требованиям настоящего стандарта.
При получении неудовлетворительных результатов вся партия бракуется.

IV. Способы контроля.

IV.1. Выявление и замер пороков древесины и качества обработки производится согласно ГОСТ 2140-71.
IV.2. Качество пропитки изделий выявляется в соответствии ГОСТ 20022.5.
Длина изделия замеряется по кратчайшему расстоянию промеж торцами. Толщина измеряется в любом месте, удаленном на 380 мм от торцов. Ширина обоих пластей замеряется на наиболее узких отрезках изделия. Отрезок должен иметь длину 400 мм, и быть удаленным на 380 мм от торцов.
IV.3. Шпала пропитанная тип 2 и тип 1 измеряется при помощи рулетки (ГОСТ 7502) либо линейкой из металла (ГОСТ 427).

V. Правила маркировки, хранения и перевозки шпал.

V.1 Шпала пропитанная, цена которой вас интересует, должна иметь маркировку на каждом торце, указывающую целевое назначение изделия (М). Маркировка должна четко читаться, и сохранятся после пропитки.
V.2 Шпалы можно перевозить любым типом транспорта. Габариты пакетов соответствуют ГОСТ 16369.
V.3 Хранение изделий должно производиться согласно ГОСТ 9014.0 и с учетом требований, предъявляемым к хранению изделий на шпалопропиточных предприятиях.
V.4. Контроль уровня влажности перед пропиткой должен соответствовать ГОСТ 20022.14.

 

См. также брус переводной пропитанный

Акции
12.08.2010